Гончарство

Гончарство

Основным материалом для изготовления изделий служила местная красная глина

Выделение домашнего гончарства в ремесло, как и широкое применение гончарного круга на Руси, приходится на IX век – эпоху становления и развития городов.

Средневековая вятская глиняная посуда не отличалась разнообразием: небольшие горшки и чаши. Порождением быстро вращающегося круга можно считать появление линейного и ленточного орнаментов. Свою посуду вятские мастера клеймили – это свидетельствует о переходе гончаров к мелкотоварному производству.

Деревенская керамика ХIX – ХХ веков почти полностью сохранила характерные черты гончарства ХIV – ХV веков. По составу глиняного теста и по различиям в форме посуда достаточно чётко разделяется на территориальные группы.

Наиболее распространёнными являются горшки с короткой шейкой и максимальным расширением в верхней части тулова, сделанные из глины с примесью песка, хорошо обжаренные. Они распространены по территориям, примыкающим к Средней Волге. В северо-западной части Кировской области, соседствующей с Вологодской и Архангельской областями, преобладает посуда открытых чашевидных форм (коллекция Лальского краеведческого музея). До начала ХХ века в северо-восточной части Афанасьевского района сохранилась древняя технология изготовления посуды ленточным налепом.

Изделия вятских мастеров не отличались особой красотой, но были удобными и дешевыми. Гончары делали простые, необходимые в крестьянском быту предметы: горшки, кринки для молока и сметаны, корчаги для смолы, миски, плошки, тарелки, мерники, рукомойники. Основным материалом для их изготовления служила местная красная глина.

Изделия вятских мастеров по особенностям обработки внешней поверхности подразделяют на чёрные, обварные, муравленые и глазурованные.

Наибольшим спросом у населения пользовалась лаковая посуда. Эффект лаковой поверхности достигался двумя способами – глазурованием и муравлением.

Для получения глазурованной посуды разного цвета мастер использовал металлические порошки и опилки: для красного цвета – свинец и медную окалину, для белого – свинец на белой глиняной поверхности, для зелёного – медную окалину. Эти порошки насыпались на высушенную и намазанную дегтем поверхность изделий перед обжигом.

Для получения так называемой муравленой (блестящей) посуды использовали перед обжигом крепкий раствор соли. Обварная техника декора получалась после опускания горячей, вынутой из печи посуды в «обвар», то есть разболтанную в воде прокисшую ржаную муку с добавлением мела или пивных дрожжей. Запёкшаяся мука создавала красивые случайные затеки, пятна, пузыри, а также делала крепче керамический сосуд.

И, наконец, чёрная (задымлённая) поверхность изделий получалась при обжиге в коптящем пламени.

Сама же технология изготовления гончарной посуды состояла из нескольких этапов. Сначала отбирали и тщательно готовили глиняную массу. Красную глину заготавливали сами, а белую для декора покупали. Глину перебирали и удаляли ненужные примеси, месили в корыте с водой ногами и руками. Затем на гончарном круге изготавливали и декорировали изделия, а после сушили и обжигали или в русской печи в избе, или в горне – специальной печи на улице.

При изготовлении посуды использовали разные варианты украшения, которые повышали стоимость изделий при продаже.

Остались вопросы?

НАПИШИТЕ НАМ !

Остались вопросы?

Продолжая пользоваться данным сайтом я выражаю согласие на обработку персональных данных посредством сбора cookie-файлов с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика. Политика конфиденциальности.